Глава 20. КАРМА КАК ПРАГМАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.

Слово «карма» в гендуизме старалось увязать деяния человека с полученными результатами. Логика была проста: что наработал, то получи. Нет каких других источников собственности и заслуг: ни молитвы, ни покаяния, никакой другой библейский обман, ни насилие: только то, что создал. Что породил – то и получи, что создал, что в мир внёс – то бери.  

В силу исторических причин гендуисты сделали затем медвежью услугу карме: они завязали её на идею перерождения душ. Плохо жил – станешь в следующей жизни собакой, хорошо – вернёшься в человека. Мы полагаем, что технологически мы созрели для оценки деяний человека уже по Замыслу. И однозначно по самым первичным действиям, которые носят прецедентный характер. Поэтому нет смысла ждать, когда человек доведет несостоятельный замысел до ума, чтобы затем его судить по закону кармы.

ЛЕММА. Прежде чем результаты дел переводить за жизненные пределы, есть смысл увидеть их действия в этой действительности.

Для карьеры понятие кармы существенно. Мы его представим в очищенном виде.

Карма – означает дело, действие, жребий. Это значение заявлено в авторитетной Энциклопедии философских наук 1983 г. Советская энциклопедия 1973 года добавляет так: дело, действие, плод действия. Правда, авторы энциклопедий бросаются интерпретировать индуистские интерпретации, вместо того, чтобы развернуть истинное значение Слова.

Самое замечательное в слове «карма» – двойное логическое значение, такое же, как в слове «прагма». Полная калька! То есть прямая родственность слов «прагма» и карма» очевидно.

Но главное в другом: в том, что карма ставит вопрос о результате, плоде Действий. Оно звучит не раздельно, а через дефис: как дело-результат, плод дела, результат действий.  

ЛЕММА. Карма практически смысловая калька «прагмы», но связанная с окончанием Пути, с результатами Действий.

Нет ли, в таком случае, исторических сращений? Может быть, мы их не заметили?

 

2.

Древние оставили нам мощные жизненные категории, которые, там не менее, находились в состоянии взаимного распада и в состоянии бесплодных умозрений. Мы совершаем эпохальный шаг: страиваем эти категории для рывка в новое время.  

 

ПРАГМА (Брахма) ДАО (дхарма) КАРМА
Строение, создание Дела для Правильного Действия.

 

Законный путь Действий Законный результат Действия

 

ЛЕММА. Восстановление традиции – необязательно должно сопрягаться с наросшими за века фантомами.

Если золотое кольцо, пролежавшее на дне океана, обросло килограммами тины, водорослей и ракушек, совершенно необязательно, достав кольцо из океана, волочить за собой эти ракушки и водоросли.

 

3.

Понятие кармы меняет наше деловое сознание.

Сколько миллионов сомнительных персонажей воздевали руки к небу и говорили: Господи, мы же молились, мы же все помыслы отдали тебе, почему ты нас сокрушил. Ведь он же думал хорошо, думал правильно, желал добра —  и вдруг – катастрофа, почему?

Карма полностью отметает галлюцинации и говорит: ты получишь результат своих Деяний, а не помыслов, какие бы они сладкие ни были. Не помогут ни молитвы, ни приязненные чувства, — ничего. Только результаты собственных Дел и Действий.

В этом смысле карма – революционная идея. Многие прикрываются хорошими помыслами и намерениями для прикрытия неблаговидных действий. Потом сокрушаются: как же так, я же хотел другого, а получилось совсем не то!

Так вот в прагма-кармической смысле эти страсти расщепленного человека неинтересны. Вернее так: неинтересен разрыв Замысла и Действий.

По закону кармы результаты действия имеют смысл. Если тебя собственная недостаточность мышления привела к плохим действиям – не обессудь. Жаловаться не на кого. Если ты, как мародёр, питался пепелищами других, не обессудь, что однажды окажешься на пепелище сам.

Но и бездействие тоже результативно. Отрицательный результат, крушение – тоже результат. Психоделическое обещание человеку превратить его в свина, если он будет бездействовать – хороший хлыст для бездельников. 

 

Сказанное приводит к выводам: 1. Понятие кармы включается в доктринальный контур Прагматизма как история доктрины и категориальный элемент. 2. В понятии кармы снимаем мифологическую психоделику, дабы не дискредитировать понятие, и выводим его из контура Гендуизма.