КОЛЕБАЛСЯ ЧУТЬ-ЧУТЬ ВПЕРЕДИ «ЛИНИИ ПАРТИИ»

На Новый год дважды Первый канал показывал картину Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь»: 31-го декабря и 1-го января. Наряду с «Иронией судьбы …» это один из киносимволов Нового Года в нашей стране. И заслуженно. Отменная работа актеров, как молодых – Людмилы Гурченко и Юрия Белова, так и маститого Игоря Ильинского. Кстати, сам Игорь Владимирович больше всего боялся повторить «Товарища Бывалова», которого он сыграл в фильме «Волга-Волга». Кроме того – замечательный букет звезд советской эстрады: чечеточники братья Гусаковы, сестры Шмелевы, Арутюн Акопян… Музыка из фильма вышла за границы экрана и широко разошлась по стране: «Пять минут» и «Песенка о хорошем настроении» поют уже больше полувека. Фразы из фильма вроде «Бабу-Ягу воспитаем в своем коллективе» или «Лектор готов» живут своей жизнью. Символы популярности фильма можно перечислять очень долго.

Параллельно мысли перешли на другие картины Эльдара Рязанова. И задумался, почему он был так блистателен в СССР и откровенно померк, когда СССР не стало. Его послеперестроечные фильмы откровенно слабы. Мастерство режиссера – само собой. Мастерство актеров – сюда же. Но ведь актеры играли и в других фильмах, а Рязанов снимал и «Берегись автомобиля» и «Старые клячи». Первый фильм известен всем, а второй – кто помнит? Только честно.

Потом я обратил внимание на интересную особенность некоторых его фильмов. Они были достаточно крамольны, чтобы вызывать интерес к запретному, но вместе с тем, вписывались в общую либеральную тенденцию, однако не на столько, чтобы попасть под определение «антисоветчина».

Взять, например ту же «Карнавальную ночь». Указания руководителя просто игнорируются. Для того времени показать руководителя в смешном виде, толкнуть его под зад было смелым шагом. Но этот шаг вписывался в общую тенденцию того времени. Тот же вопрос поднимал, например фильм «Случай на шахте восемь», кстати, там тоже события происходят под Новый Год. Однако в «Случае…» показан не комичный руководитель, а сильный заслуженный человек, построивший комбинат за полярным кругом и город рядом с ним, и которому предлагают поразмыслить над той линией, которую он ведет.

Другой фильм, над которым смеялся, а то и понимающе молчал, думая о чем-то своем мой отец, с которым мы пошли в кино – «Гараж». Я тогда был совсем маленьким и совершенно не понимал, что смешного в том, что взрослые дяди и тети собрались в одном помещении и скандалят между собой. Это сейчас я понимаю, чему понимающе улыбался отец. Сейчас понимаю, почему позднее мой одноклассник, явно передавая слова своих родителей, — ВУЗовских преподавателей, — сказал: «Гараж» — это фига, и не в кармане».

Если же взять «Забытую мелодию для флейты», где почти впервые на советском экране «прошлись» по чиновничеству и сверкнула обнаженная натура Татьяны Догилевой, то это чистое диссидентство. Но, опять же, всего лишь чуть-чуть за гранью дозволенного.

Теперь взглянем на общественно-политическую позицию Эльдара Александровича. Высказывался против уголовного преследования участников «Дела Юкоса» и «Pussy Riot», поддерживал активистку Евгению Чирикову на выборах мэра Химок в 2012-м. В 2014-м вместе с другими кинодеятелями подписал открытое письмо, осуждающее действия России в отношении Украины и Крыма. Либеральная позиция режиссера очевидна.

Попробуем подытожить. В советские времена Эльдаром Рязановым и подбранной им обоймой профессионалов создавались действительно отличные картины с небольшим духом либерализма, который находил отклик в умах вольнодумствующих советских граждан. Но не стало «тоталитаризма», не стало КПСС, не стало цензуры и вольнодумство стало не интересно. Места для крамолы не осталось. И уважаемый мастер сразу потерял популярность. Видимо здесь нужно искать корни успеха и спада Эльдара Рязанова.