ПРОБЛЕМА ТЕРМИНА «КОНЦЕПЦИЯ»

к вопросу о Концептуалистике

1.

Споры над термином «Концепция» часто заходят в тупик, потому что концепция дублирует по некоторым смыслам Идеологию и Доктрину.

Мы её предполагаем рассматривать как систему Знаний, но это означает уже Доктрина, поскольку ближе к этому через понятие «Учения». И Гносеология «подпирает». 

Если мы примем версию Концепции как Замысла (дословно – ушедшей вперед мысли) – то есть идеи, удалённой во времени и устремленное в будущее, как проект, то мы займём место Идеологии.

Однако если признать, что Идеология – это сумма наличным идей, то сумма проектных идей может стать замыслом и концепцией. Тем более свободно именно проектные понимание, знание, гипотеза.

Но хорошо ли покроет сферу проектного понимания, замысла понятие Концепция?

 

2.

Термин Концепция состоит из двух корней: «кон» и «цепт».

  1. КОН – означает начало-конец, то есть круговой цикл во времени. Этот корень только говорит на начале и говорит о наличии способности дойти до донца.
  2. ЦЕПТ – означает зачатие, зацеп, цепляние.

Концептом называется круг умственного зачатия, или зачатие круга (цикла). Концепт – то, что может иметь Логику развёртывания и потенция к доказательству себя как Знания.

Отсюда Концепция – сумма связанных Концептов.

Но тогда Концепции нужно ещё доказать свою состоятельность, поскольку не всякий рождённый замысел таким остается и не всякое рождённое в уме – замысел.

Короче, концепция становится проектным, гипотетическим замыслом, который не обладает научной прочностью, но к этому стремится. Как правило, в Концепции заложена проектная новизна, которая не выходит за рамки предположения, пока не будет доказана результатами действия. 

Это значит Концепция – это гипотетический замысел для осуществления Действия. Это значит, что это зона рискованного, недоказанного знания и неуверенного понимания.

 

3.

Но при этом гипотетичность замысла должна постоянно уменьшаться, сниматься всеми видами доказательства. 

Технология доказательства проста.

  1. Сначала Концепция должна доказать себя концептуально – внутренней непротиворечивостью.
  2. Затем она должна доказать себя методически – способность развернуться вовне, во внешнем пространстве.
  3. Затем она должна доказать себя в Действии – в одновременном сохранении концептуальности и методичности в состоянии Движения, Действия. И это при сохранении мерного диалога между первым и вторым!

Только после третьего, концепция становится научным Знанием и становится частью Наукоучения. 

Концептуалистика становится дисциплиной по производству и использованию Концептов и Концепций для получения Системного Знания.

 

4.

Но возникает важный вопрос: может ли проектное быть научным. Формула «научная гипотеза» или «научный замысел» – в некотором смысле абсурдна, поскольку статус научности может получить только доказанность, гипотеза и замысел такими качествами не обладают.  

Но они обладают негативными данными. Гипотеза и замысел возникает в случае негативной провокации, требующей знание. Это что-то вроде негативного вызова, активной апории, которая зовет к действию ум и тело. 

В этом смысле, если мы будем определять Концепцию как негативный вызов, требующий погашения Знанием или приобретения нового – то все встанет на свои места. Концепция, как гипотеза, интеллектуальная провокация, требующая непроверенностью и активизмом, ума и действия вполне будет на месте.   

 

  1. правовой аспект

Концепция – явление больше правовое, чем Доктринальное. Она дает право на действие и размышление.

Для преодоления системного кризиса в познании необходим не только научный, но и правовой инструмент, где будет заложена ответственность за получение и использование Знания.

Знание может быть только научного происхождения. Следовательно, познанием должно заниматься то, что отвечает за себя по предмету ответственности. Наукоучение – учение о науке как механизме добычи Знания имеет на это шанс по предмету.

Однако требуется уточнение.

Не всегда знание проявляется сразу, знание не гарантировано в будущем, поэтому наука не может отвечать за все признаки знания. К проведению знания через горнило испытания призвана дисциплина внутри Наукоучения – Концептуалистика.