СОВЕТСКАЯ ПАСТОРАЛЬ ИЛИ НАЧАЛО МАЙДАНА?

Бандеровцев звали в СССР?

Большие дела делаются долго. Когда смотришь за происходящим на Украине, невольно задумываешься, что ЭТО не могло произойти в одночасье. Не могли на протяжении жизни одного поколения людей произойти такие глубокие изменения. Сформироваться такой заряд ненависти к русским и русскому. На размышления навел фильм «Возвращение» на сельскую тематику, но ситуация видится значительно сложнее, чем соцреалистическая мелодрама в пасторальных тонах.

 

Сюжет фильма прост и выдержан в духе социалистического реализма времен «Хрущевской оттепели». Из эмиграции, после пятнадцатилетнего отсутствия, на родную Западную Украину, в родные Карпаты, возвращается крестьянин, ставший в Америке фермером. Его встречает невеста, которая ждала его все эти годы и дождалась. В Америке осталась заработанная тяжелым трудом ферма и своя земля. Собственно и приехал он, чтобы забрать невесту к себе. Однако сначала задерживается, а потом и насовсем остается, покоренный красотой родной земли, отношением людей, новым для него социалистическим образом жизни деревни. Даже черно-белые кадры Карпат, рек, лесов, полей впечатляют и притягивают.

Посыл фильма понятен: «Возвращайся, земляк, мы ждем тебя!»

 

Однако есть в фильме моменты, которые не сразу бросаются в глаза, но которые внимательный взгляд разглядит.

В фильме совершенно нет Войны. Её обошли молчанием. Достаточно необычно. Если вспомнить советские фильмы того времени, там Война регулярно присутствует на уровне воспоминаний героев, разговоров. Великую Отечественную войну застали практически все взрослые граждане СССР того времени. Она всё еще была частью жизни советских людей. И естественно отражалась в кинематографе. Но не в картине «Возвращение».

Нехитрый арифметический расчет наводит на интересные выводы: Фильм вышел на экраны в 1960-м. Герой эмигрировал пятнадцать лет назад. Это значит в 1944-45-й годы. А тогда в Америку и Канаду в массовом порядке эмигрировали бандеровцы, ОУНовцы и прочие, кто запятнал себя сотрудничеством с гитлеровцами и с кем еще десятилетие после Войны боролись советские спецслужбы.

 

Здесь нужно обратить внимание на одну страницу послесталинской истории нашей страны – так называемую «Аденаэровскую амнистию» в сентябре 1955-го. Обычно про неё не упоминают широко, в школе о ней не говорили точно. В искусстве и народном фольклоре прочное место заняла так называемая «Бериевская амнистия» 1953-го, а эта осталась в тени. Свое название она получила потому, что вовремя визита в СССР канцлера ФРГ Конрада Аденауэра была достигнута договоренность о возвращении в ФРГ последних военнопленных гитлеровцев. Заодно были амнистированы и их пособники, которые устремились на родину. Принятый 17 сентября 1955 года Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны» снимал судимость и поражение в правах, а беглым пособникам позволял беспрепятственно возвращаться в Союз. По статистическим данным республиканского МВД, только в 1955–1958-м на постоянное жительство в УССР прибыли свыше 25 тысяч лиц, амнистированных этим указом.Видимо к числу таких «возвращенцев» и принадлежал герой фильма. И, по всей видимости, именно им был адресован призыв фильма.

Немудрено, что авторы фильма обошли молчанием Великую Отечественную войну.  О «подвигах» тех «героев», во времена СССР, в отличие от нынешней Украины вслух не говорили.Было бы наивным предполагать, что из лагерей и из эмиграции эти люди возвращались «перековавшимися». Скорее наоборот.

Интересно, но по свидетельству целого ряда историков[1], в лагерях бандеровцам удавалось устраиваться на золотые прииски и домой они возвращались состоятельными людьми. Тоже относится и к «возвращенцам» из-за рубежа.

 

Что же получается? Официальные власти СССР, через кинематограф, фактически приглашали бывших бандеровцев возвращаться на родину, обещая прощение. И, тем самым, вольно или невольно, закладывали идеологическую и материальную базу событий, которые «выстрелили» в 2014-м. Похоже, что так?

[1] Например, А.И. Фурсов