ИДЕЯ ПРОТИВ ИДЕАЛА

  1. происхождение идеала

Получение изначального содержания идеи от dues, которое можно определить как Высшее Действие или действие от высшего, ставит под вопрос аутентичность поздних смысловых «привесков», которые затем стали доминировать и искривлять смыслы. Основное искривление касается понятия идеала, которое изводится от идеи, но переносит на него свой смысл. Одно из самых вредоносных искажений в истории человеческой мысли.  

Идеал трактуется как недостижимый образец. Более того становится фактически содержанием понятия идея, что делает все изводное от него недостижимым и бессмысленным. Включая понятие идеологии, которая давно стала эквивалентом собрания абстракций и фантомов.

Отметим, что у Платона был смысловой оттенок: исходящий от высшего = образца. То есть образец – то, от чего исходит Действие, Деяние. Образец не переходит, а всего лишь является изводящим. То есть это то, чего достигать не просто невозможно, но и нет смысла хотя бы потому что Изводящее не для Достижения.  

Античные времена были поглощены спорами о том, что если образец исходит, то теряет ли он себя или сохраняется? Действительно, если образец, исходя, не теряется, то то, к чему он изошёл, становится тождественным тому, от чего он изошёл. Опасное тождество. Поэтому Высшее сделали образцом, который всё-таки истощается в течение эманации и не даёт образца. То тогда теряется и само Действие. Так оно и произошло, когда понятие Действие сменилось понятием эманации — мистическим (ис=с=нис-)хождением.   

Так начало вводится понятие идеала, совершенно противоречащее понятию идея: идеал вообще парализует любое действие в силу того, что действие всегда истощение действующего, что автоматически ставит крест на идеальности. А если это становится бестелесной не меняющей образцовости эманации, то понятие идеи вообще перестает быть нужным.   

 

  1. распад понятия идея

Возникновение внутреннего антагонизма привело к тому, что генетическое понятие была просто затёрто в торосах схоластики. Между тем, совершенно языческое, деистическое содержание слова вполне понятно: то, что приводит в действие (или к действию), что даёт действие. Идеал же наоборот делает любое деяние бессмысленным либо в силу невозможности результата, либо в силу потери идеальности.  

Иначе говоря, понятие идеальности стало настолько вредным в силу бессмысленности, что возник парадокс: рабочее понятие идеи было трансформировано настолько, что оно потеряло всякий смысл, приобретя от понятия идеала привкус отвлеченности, внемирности. И уже отсюда стали плодиться множественные идеализмы – как в утверждение, так и в отрицание. И это стало ловушкой. Действительно, можно было объявить – «вы идеалист», чтобы поставить крест на интеллектуальной работе вообще. Более того, стали возникать дикие сращения вроде «субъективный идеалист» — то есть тот, кто мыслит отвлеченными идеалами, трактуемыми однако как идеи. То есть смещение идеи от собственной природы к идеальности поставил крест на изначальном понятии – Дающее Действие.   

Произошел распад понятия идеи.

 

  1. восстановление понятия – смена содержания

Право на восстановление понятие идеи даёт его генетика. Если слово до сих пор носит корень «дей», то споры неуместны. Это предполагает, что смысл образцовости, «идеальности» дезавуируется, и вообще слово «идеал» аннулируется, поскольку есть понятие «образец».

Это значит, что в понятие идеи должно быть возвращено то, что в ней было до Платона.

Но что было до Платона?

Дело в том, что до Платона понятие Действия вполне чётко накладывалось на понятие порождение, генезис. У Платона, особенно у платоников, эта часть тоже была предметом научных споров. Отсюда пришло Христианское понимание единосущности Христа – как такого же образца, как Верховный. Но в деизме понятие более широко и касается вообще Действия как порождения. И вот в этот момент мистика Платона сменяется вполне четкой античной рациональностью – Логикой. То есть Содержание Идеи – не образец, не Высшее, а правильная последовательность шагов, образующих Правильное Действие. Как ни странно, самый адекватный производный от идеи термин – «диа», переход. Слово «застряло» в диалектике» — переходе слова, споре, но смысл первой части остался как подтверждение логической природы Идеи.

Отметим, что доплатоновская, точная версия, идеи, живёт сейчас в даосизме, которое, что показывает язык, к Китаю не имеет отношения.  

 

Вывод: Идея – то, что приводит к Действию или то, что и есть Действие.