ЗА ЧТО ВОЗВЕЛИ В КОМАНДОРСКОЕ ДОСТОИНСТВО ЮМОРИСТА?

Как мимикрирует британская элита.

Война – это не только нападение, это и маскировка. Даже самый сильный и агрессивный должен уметь прятаться. Прямое тому подтверждение – природа. Даже самый мощный хищник – превосходный мастер маскировки. Она нужна ему и чтобы подкрасться к добыче, и чтобы уйти от более сильного врага. Тигры со своими полосами прекрасно теряются в зарослях, а белых медведей не видно на фоне снега. И хищники в человеческом обществе не исключение. Сейчас мы рассмотрим один из примеров того, как грамотно мимкрирует британская элита. Напомним, что на протяжении своей истории, а последних 300 лет – особенно, Англия, а затем Британия оставалась, наверное, самой агрессивной державой в мире. Причем агрессия эта проявлялась в самой разнообразной форме и в самых разных сферах. На размышления навела биография одного из самых известных британских писателей — Пэлема Грэнвила Вудхауса.

 

Юмор, сатира традиционно считались искусством не очень высоким. Серьезные романисты, драматурги относились к ним снисходительно. Где-то справедливо, а где-то не совсем предполагая стремление к дешевой популярности. Не секрет, что массового читателя и зрителя проще найти, предлагая развлечения, чем серьезные раздумья. Власти также не особенно баловали юмористов. Поэтому, информация о том, что Пэлем Грэнвил Вудхаус был удостоен части стать Рыцарем-Командором Превосходнейшего ордена Британской империи стала для меня несколько неожиданной. Для сведения: Рыцарь-Командор – вторая по статусу степень ордена из пяти. Ради интереса, я посмотрел информацию о других известных английских писателях-юмористах, например Джероме К. Джероме и Томе Шарпе и орденов у них не обнаружил. Чем тогда мог выделиться П.Г. Вудхаус?

 

Здесь нужно сделать небольшое отступление и напомнить читателю, что орден западноевропейской традиции – это во-вторых награда. А во-первых – это государственная организация, часто военизированная (рыцарская), со строгой дисциплиной и властной иерархией. Эта первая ипостась понятия орден сейчас не особенно выпячивается, но это не значит, что она исчезла или её нет. И Британия с её консервативными традициями, монархией, отсутствием конституции, здесь просто не может быть исключением. Этим и было вызвано моё удивление.

 

С творчеством Пэлема Грэнвила Вудхауса русскоязычный зритель имел возможность познакомиться по сериалу «Дживс и Вустер»,который шел по телевидению. В принципе, это довольно совершенно безобидные рассказы о приключениях молодого аристократа Берти Вустера и его камердинера Дживса. Сюжет по большей части крутится вокруг попыток Берти избежать брачных уз, ускользнуть от не особенно приятного поручения одной из тетушек или помочь приятелю – такому же аристократу. В чем ему успешно помогает Дживс, часто вытаскивая из самых затруднительных ситуаций. Сериал и книги полны своеобразного английского юмора, приправленного утонченными манерами высшего света.

Британская аристократия представляется собранием эксцентричных, забавных и совершенно безобидных людей. А Дживс и Вустер – примером конструктивного классового сотрудничества. Зачем представлять британскую аристократию в таком свете?

 

На память пришло услышанное где-то выражение: «Смешное не кажется страшным». Если развить эту мысль, то нестрашное — не провоцирует агрессию. Ну разве могут вызывать агрессию любитель тритонов, недотепа-викарий или светский бездельник?

Параллельно обратили на себя отрезки времени, когда выходили в свет произведения о Дживсе и Вустере, а затем – сериал. Это соответственно – 1916-30-е и 1990-93-е годы. В начале ХХ века это было время крушения империй, крушения элит. Европу и частично Азию буквально трясло. Как думаете, были у британской аристократии основания опасаться, что их низкие классы последую примеру России, Германии, Австро-Венгрии, Турции? Несомненно, были. Зачем Британии в условиях мировых потрясений внутренний конфликт?

В начале 1990-х ситуация была похожая. Точно также переворачивались казавшиеся незыблемыми государства и системы. Мог быть пример заразителен? – мог. Нужно было что-то предпринять в качестве профилактики – несомненно. И в эту логику вполне вписывается сначала выход рассказов и романов, а потом – сериала о комичном и совершенно безобидном аристократе вместе с и умным представителем обслуживающего класса, который отлично знает свое место. А вместе они составляют вполне гармоничный и эффективный классовый союз. По-моему, маскировка удалась.

 

Если принять во внимание вышеизложенное, то королевская награда и членство в королевском ордене являются вполне заслуженными.

К слову, Вудхаусы – древний дворянский род, чьи представители состояли в родстве с Анной Болейн[1]. И в британской элите П.Г. Вудхаус человек совсем не случайный. Это с одной стороны говорит о знании британского истеблишмента изнутри, с другой – позволяет предполагать, что его действия вполне могли быть согласованы. Отметим, также, что почётным членом Королевского литературного общества был избран в 1926-м, тогда, когда была издана основная масса произведений о Дживсе и Вустере.

[1] Вторая супруга короля Англии Генриха VIII Тюдора, одна из ключевых фигур политических и религиозных потрясений, положивших начало Реформации в Англии