ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

То, о чем мы говорили давно, произошло: Путин на заседании совета по образованию и науке озвучил, развернув перед ученым миром, простой тезис «Жить своим умом». То, чего обычно не касалось понятие импортозамещения, — интеллектуальной, научной сферы, коснулось. Установка на собственную науку – продолжение позиции вынужденного протекционизма. Но мы коснемся аспекта, который не прозвучал, но сопутствует – идеологического импортозамещения.

Идеология – явление научного происхождения, поэтому пожелание осуществить импортозамещение в науке автоматически касается и идеологии.

Но здесь есть несколько проблемных аспектов.

Любая серьёзная идеология имеет множество происхождений, по сути, она по происхождению международная. В чем тогда смысл импортозамещения? И – главное – как оно согласует с консервативной школой, которая опирается на традицию. Если традиция – импортная, её тоже менять?

 

Есть три варианта решения.

  1. Создание совершенно новой и оригинальной идеологии и отвержение всего иностранного.
  2. Замещение иностранной версии имеющейся идеологии на отечественную.
  3. Замещение и полное преобразование имеющейся с переводом её на новый уровень и придание нового качества.

 

Надо сразу осознать, что и в первом, и втором, и третьем случае полное замещение невозможно. Практически вся интеллектуальная поляна отработана, практически все идеологемы так или иначе существуют. Тогда как поступать? 

Первый вариант невозможен, его отвергаем. Причем консервативная школа его отвергает принципиально, поскольку установка на традицию говорит о том, что замещать то, что уже укоренено и работает, нельзя, да и невозможно: то, что живёт – уже живо. 

А вот второй и третий варианты – вполне рабочие. Но в чём их смысл?

Заменить иноверсию идеологии на отечественную – это как? С чистого листа под одним названием создать чистое свое? Это невозможно. Никак уже консервативной доктрине не пройти мимо шедевра Бёрка о французской революции. Однако заменить нерабочие части вполне возможно. К примеру, не все работы консервативных авторов аутентичны.  

Итак, возникает первый вариант импортозамещения:

  1. Выведение ложных и ненужных концептов за пределы идеологии. Выбраковка слабых дискредитирующих работ и неадекватных претензий авторов, которые числят себя, например, консерваторами, не являясь ими по сути. То есть вариант критики, верификации, стратификации, разведения искусственных сочетаний (марксизм и капитализм), выбраковки, демонтажа. То есть мы просто не берем то, что не надо и аннулируем то, что давно превратилось в имитацию. Замещение путём отказа, переформатирования, переоценки.

Эту мысль, кстати, на совещании озвучил Примаков, который настоятельно предлагал не брать из-за рубежа устаревшее и усилить экспертные фильтры, чтобы наши ученые не брали ненужное.  

 

Далее. Решительно все идеологии переживают кризис и упадок. Это касается не только коммунистической, демократической, либеральной, всех. Он связан с невзыскательным качеством идеологий, которые ориентировались на массы. Сейчас массы уже не двигают процесс, а идут за ним. В эпоху гонки ноу-хау, в эпоху холодных войн, софтпауэр идеологии истончились и стали формой выяснения отношений элит, в том числе мировых. Поэтому качество и уровень идеологий уже не соответствует вызовам практически во всем мире практически у всех стран и народов. Это значит возникает второй вариант импортозамещения:  

  1. Замещение развитием. Смысл замещения – рывок вперед по качеству, по уровню, по содержанию. Тогда рывок покажет наши приоритеты и даст прерогативы. То есть идеологический апгрейд станет формой ипмортозамещения. В этом случае решающая роль в импортозамещении будет за инновационных прорывом. Чтобы импортозамещение ушло в прошлое, нужно стать идеологическим донором, или генератором.

 

Далее, многие идеологии остановились в своей внутренней работе, боясь погружаться в детали. От этого они теряют в почете. Как это произошло с марксизмом, который никак не мог ответить на вопрос, как можно уничтожать государство путём его усиления до диктатуры. 

Возникает следующая статья идеологического импортозамещения:

  1. Детализация Учения. Обращение идеологии к сферам и деталям, которые не освоили зарубежные коллеги или ими пренебрегли.

Часто детализация настолько «портит» картину, что многие идеологии хитрят и не расширяют сферу своего идеологического окормления. И проигрывают. Понятно, что усложнение чревато реконструкцией Учения, но отказ от этого – потерей приоритетов. Поэтому само обращение к деталям, мелочам может стать мощной формой импортозамещения.  

 

Далее, множество идеологем и технологий отброшено из-за идейного радикализма. Например, многие советские и дореволюционные наработки просто были отвергнуты в результате революционного радикализма. Возникает вполне традиционная техника импортозамещения — возвращением в строй имеющегося в истории.

  1. Возвращение в идеологический оборот вполне работоспособных отечественных материалов.

 

Наконец, применимость и приложимость идеологий.

Многие идеологии живут в кулуарах и мало работают. Отсюда их малая практическая эффективность. Поэтому возникает последняя статья импортозамещения – применение идеологии, начиная с законодательного порядка, заканчивая бытом и стилем.

  1. Применение идеологий рождает целый пласт форм импортозамещения – от церемониальных, до юридических. И, как ни странно, является решающей формой импортозамещения – большим использованием учения противу конкурента.

 

Перспектива научного, идеологического импортозамещения на данный исторический момент выглядит вполне оптимистично.

Надо работать.