МАРКС И МУССОЛИНИ. КАК МАРКСИЗМ ПИТАЛ ФАШИЗМ

Чтобы обострить вопрос о различении марксизма и коммунизма, я покажу, что борьбу за идеи ведут все, даже самые одиозные направления, вроде фашизма. И нам остаться вне этой борьбы невозможно.  

Если бы я поставил вынесенный в заголовок вопрос лет тридцать назад, то из комсомола я вылетел бы сразу, а заодно и из института. Последствия могли бы быть и хуже. Не говоря уже о более ранних временах. Поставить под вопрос коммунизм Маркса. Поставить имя Муссолини рядом с понятием коммунизм. Сравнить Маркса и Муссолини. Просто упомянуть имя Муссолини не в негативном ключе – это было далеко за пределами дозволенного тех времен. Однако время идет и многое из того, что раньше было под запретом, сейчас приоткрывается. Так, например, в печати появились работы Муссолини в переводе на русский язык[1]. Появилась возможность узнать не со слов преподавателей, которые «не читали, но осуждают», а непосредственно. А заодно появилась возможность сравнить различные теории.

Поскольку мы занимаемся изучением коммунизма, то возник интерес сравнить того, кто провозглашал себя коммунистом и того, кого ему противопоставляли. А именно Маркса и Муссолини. Справедливости ради отметим, что Муссолини в своих работах не упоминает термин коммунизм.

 

Как я писал выше, возможности познакомиться с работами Муссолини не было. Но когда появилась, впечатление от первого прочтения «Доктрины фашизма» было шоковое: «Да он больше коммунист, чем Маркс!» Но, давайте по порядку.

 

Начнем с того, что разберемся с термином коммунизм. Слово происходит от латинского communis – единый. В своем изначальном значении несло в себе объединительную идею. Это потом к нему притянули пролетариат и бесклассовое общество.

Вот избранные цитаты из «Доктрины фашизма»:

«Для фашизма человек – это индивид, единый (здесь и далее курсив мой А.Б.) с нацией», Отечеством …»

«… фашизм тоталитарен и фашистское государство, как синтез и единство всех ценностей, истолковывает и развивает всю народную жизнь, а также усиливает её ритм».

«его [фашизма] эмблема – ликторская связка – символ единения, силы и справедливости».

Цитирование можно продолжать. Если суммировать, то фашизм представляет собой идеологию объединения всего и вся в государстве. Вне зависимости от классов, сословий и пр. Идея классовой борьбы отрицается в принципе. Как и любой борьбы внутри нации или государства.

 

А к чему призывает господин Маркс? Думаю, его «Манифест Коммунистической Партии» читали если не все, то многие. А если не читали, то рекомендую перечитать. Он весь пронизан призывом к революции, к столкновению одной части общества с другой и «обоснованием» необходимости такого столкновения. Где же тогда объединение?

Оппоненты обязательно припомнят известный лозунг: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» Но почему только пролетарии? И кого объединять после классовой борьбы? Во что выливается классовая борьба, какие бедствия и потери несет она народу мы наблюдали на примере Гражданской войны в России.

 

Идея объединить всех и вся в государстве – тема отдельного разговора. Но с точки зрения понимания коммунизма, как идеи объединительной, Муссолини выглядит куда как большим коммунистом, чем Маркс.

 

В заключение хотелось бы высказаться об опасности книги и почему я считаю, что доступ к ней в России должен быть ограничен только кругом специалистов.

Оставим дискуссию о том, что есть государство и может ли оно охватить всё, методологам. Остановимся на некоторых, на наш взгляд, наиболее опасных моментах. Вот, что Муссолини пишет о жизни и войне.

«Он [фашист] понимает жизнь как борьбу, помня, что человеку следует завоевать себе достойную жизнь, создавая прежде всего из себя самого орудие … для её устроения.»

«Только война напрягает до высшей степени все человеческие силы и налагает печать благородства на народы, имеющие смелость предпринять таковую. … доктрина, исходящая из предпосылки мира чужда фашизму.»

Итак: Жизнь – борьба. Достойную жизнь нужно завоевать. Война – дело благородное. Что это, если не прямая установка на агрессию на всех уровнях? И во исполнение фашисткой доктрины фашистская Италия в середине прошлого века вела себя более чем агрессивно.

А теперь представьте, что «Доктрину фашизма» прочитывает молодой человек. Желания – любые, кроме одного – долго и упорно работать. Жизненного опыта нет. Профессии нет. Зато хочется всё и сразу. Возникает желание взять силой. А к 18-20 годам силы уже достаточно. Но сила сдерживается традициями общества, воспитанием, уголовным кодексом, наконец. И тут появляется текст, который обосновывает, разрешает и поощряет агрессию. Что происходит дальше – представить не сложно.

Именно поэтому тексты Муссолини должны иметь ограничения по доступу.

[1] Все цитаты из книги Бенито Муссолини «Третий путь: Без демократов и коммунистов» — М. «Алгоритм», 2012.