ГЛАВНАЯ АПОРИЯ «АНАРХИСТСКОГО ГОСУДАРСТВА»

Кому сегодня нужен разрушительный потенциал анархизма?

Откровенно говоря, я считал, что анархизм – идеология отрицания всякой власти канул в прошлое, вместе с Махно,»Черной гвардией» и пр.

Однако не всё оказалось просто. В социальной сети «Одноклассники» я встретился с одним из современных последователей анархизма. Он скрывался за псевдонимом «пчёла и МЫ 7479» и, со свойственным неофитам обретшим новое откровение покровительственным тоном, объяснял мне, что государство чуждо человеческой природе и природе вообще. Чтобы читатели могли оценить уровень современного последователя анархизма, привожу здесь один его перлов (лексика и орфография оригинала сохранены»:

«пчёлы «трудяги» решают сами,нужна им такая матка,или нет…а про тех,кого на зиму выгоняют из роя—я ваА-Аще молчу»

Те, кто хотя бы на уровне школьного курса биологии знаком с жизнью насекомых –оценит высказывание[1].

По всей видимости, с логикой у этого субъекта туговато. Иначе как объяснить, что заявляя о противоестественности государства, он в красках расписывает преимущества «анархистского государства», упоминая махновское Гуляй-поле и пр.

 

И вот здесь возникает логический тупик.

Напомним: Как определил один из основоположников Петр Кропоткин, «Анархизм (от ἀν — «без» и ἄρχή — «власть») — система взглядов, идеалом которой является отсутствие любого принудительного управления и власти человека над человеком.

А государство – это как раз наоборот. Существует много определений государства, но все они, сходятся в том, что это организационная структура, располагающая механизмом принуждения.

Получается, что анархизм и государство вещи диаметрально противоположные, взаимоисключающие. И тогда третьего не дано. Либо анархия – либо государство. Значит «анархисткое государство» — либо миф, либо анархизм там только в названии.

И действительно, те кто, хотя бы поверхностно знаком с историей того же Махно, знает, что его повстанческая армия имела четкую структуру с командирами, подчинёнными и дисциплиной. Созданная осенью 1919-шл года Крестьянская республика, также имела свое управление. О какой анархии идет речь?

И это противоречие анархисты так и не смогли разрешить.

 

К слову, марксисты также говорили об отмирании государства, но столкнувшись с реальностью вернулись к нему и буквально в течение нескольких недель после Октябрьской революции восстановили армию, полицию (милицию), тайную полицию (ВЧК), управленческий аппарат. А дальше Сталин даже выдвинул тезис об укреплении государства, обосновав его внешними и внутренними врагами. Проще говоря, — вывернулись.

 

Я бы не обратил внимание на этого пропагандиста анархизма. Такую публику можно легко встретить в Соцсетях, КПРФ, НОД и пр. Насторожило меня другое. Не так давно была опубликована н6овая книга Бориса Акунина «Не прощаюсь», которой он завершил свой цикл романов об Эрасте Фандорине. Действие происходит во время Гражданской войны и существенная часть посвящена именно анархистам. Начиная от московской общины под руководством Всеволода Воли (прототип — Эйхенбаум (1882-1945) и заканчивая крестьянской республикой Никодима Жовтогуба.

Акунин адресуется интеллигенции. Получается, что именно им в сознание внедряется новый анархизм?

 

Разрушительный потенциал анархизма, как и марксизма, известен. И тот и другой являются антигосударственными теориями. Кому понадобилось реанимировать то, что казалось, ушло в прошлое? Кто заинтересован в создании в России новой смуты?

[1] Лично мне представилась демонстрация рабочих особей с транспарантами «кто не работает – то не ест». Однако, если рассуждать логически, картина может выглядеть иначе. Известно, что рабочие особи пчел – это недоразвитые самки. И матка, как контролирующая воспроизводство рабочей силы, как стоящая на более высокой ступени развития скорее возьмет контроль над ситуацией. Но, слава богу, природа мудрее анархистов. В ней всё сбалансировано. Рабочих особей рождается сколько нужно. Матка живет сколько нужно. Трутни рождаются и гибнут в свое время. Роение происходит в свои сроки.