КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БИЗНЕС

  1. Введение в проблему

1.

Нобелевский лауреат отечественного происхождения В. Леонтьев в книге «Экономическое эссе» (Политиздат, 1990, стр. 210, 211) пишет: «Неограниченная, всеобщая доступность знания и идей, возникающих в ходе исследований, является весьма желательным свойством для общества и человечества в целом. Однако она порождает серьезную проблему для всякого, кто хотел бы заняться научными исследованиями. То есть производством знаний на коммерческой основе, ради извлечения прибыли. Для того, чтобы оправдать инвестиции в исследования, корпорация должна иметь возможность продавать свои результаты прямо или косвенно, как часть какого-либо другого продукта. За соответствующую плату. Но кто станет платить за товар, который с момента своего выпуска становится доступным каждому в неограниченном количестве? Почему бы не подождать, пока кто-нибудь другой не заплатит за него или вложит средства в его производство, а затем получить его бесплатно? Кто станет заниматься выпечкой хлеба, если семью хлебами можно накормить не только четыре тысячи мужчин, женщин и детей, как об этом повествует Новый Завет, но и всех голодных?»

Концептуальное производство никогда не считалось производством. Оно было сферой интеллектуального брожения, идеологической мификации или мистификации. Или — что было обыденным явлением — воровства (о чем упомянул Леонтьев). В советский период небрежение к концептуальным технологиям достигло апогея. Считалось, что концепции — это «надстроечная ересь» (мол, надо землю копать и заводы строить, а все остальное уже сказано Марксом). И это несмотря на то, что СССР держался только на концептуальной основе — на идеологии.

Слабость и крайняя противоречивость этой идеологии, неспособность к модернизации — одна из причин, приведшая страну к краху.

Современная ситуация перехода в постиндустриальное информационное общество, постоянные информационно-концептуальные войны требует решительных мер по сознанию качественно новых концептуальных производств.

 

2.

В качестве вводного текста предлагаем обращение к избирателям кандидата в депутаты Государственной Думы от «Яблока» по г. Екатеринбургу (1997 г., ноябрь.) Валерия Терлецкого:

«Совершенно очевидно, что вступление в ХХI век ознаменуется для человечества огромным переломом мировоззрения, и прежде всего это произойдет путем перехода от классической экономики ресурсов к новой экономике знаний.

Прошедшие в мире информационные, технологическая и научно-техническая революции изменили картину мира за последние 50 лет, пожалуй, больше, чем вся предыдущая цивилизация. При этом изменения коснулись всех сторон жизнедеятельности человечества, включая социальные изменения. Более того, с уверенностью можно утверждать, что научно-технический прогресс, а в особенности информационные технологии, коренным образом повлияли на социальные процессы ХХ века, и прежде всего им человечество обязано столь значительными социальными достояниями. К концу ХХ века оказалось, что решающим фактором жизнедеятельности человечества является фактор дефицита ресурсов, ибо основные ресурсы, а прежде всего энергетические и минеральные, практически исчерпаны.

Нет необходимости приводить цифровые данные об объемах ресурсов, которые остались в распоряжении производств. Совершенно очевидно, что при том росте населения и даже при сохраняющемся уровне потребления в условиях соответствующих технологий этих ресурсов останется в лучшем случае на одно поколение. Кроме ресурсного императива существует не менее острый экологический императив как особая форма ресурсного императива, потребительский императив и т.д. Ситуация действительно критическая. И в общем-то она явилась основой для создания и активного развития новых идеологий постиндустриального, а теперь уже техногенного общества.

Вкратце суть этих идеологий сводится к тому, что человечество вынуждено выбирать — или погибнуть, или перейти на качественно новую ступень в производстве и потреблении. Именно в связи с этим основным товаром начала ХХI века становятся знания, информация и технологии. В Америке даже существует новая теория международного разделения труда, согласно которой в будущем мир будет разделен на две части: «мозг» — высокоиндустриальные страны, производящие технологии и знания и представляющие собой, главным образом, научные и лабораторные центры, и «тело» — страны, на территории которых производится основная промышленная и продовольственная продукция.

К сожалению, России в этой теории отводится роль ни первой, ни второй категории стран, а так называемой страны-донора, т.е. пространства, из которого первые страны будут черпать интеллектуальные ресурсы, а вторые — сырьевые.

Данное утверждение — не только плод фантазий университетских ученых, но и реальная политика высокоразвитых индустриальных стран. За примерами ходить далеко не надо. Достаточно посмотреть на работу некоторых зарубежных фондов на территории России».

Такое же суждение имеет политический противник «Яблока» — «Конгресс русских общин»: «На принципах чистогана и стяжательства, внутренней экономической войны всех против всех, переходящей в чисто криминальные формы решения конфликтных ситуаций, выиграть конкуренцию в постиндустриальном обществе невозможно. Эту конкуренцию выиграют те страны, которые культивируют высокотехнологичные промышленные производства, развитие информационных технологий, интеллектуальный труд …и новые формы организации труда». (Д.Рогозин «Манифест возрождения России», Глаголъ, Спб, 1996, С. 59).

 

Приведенные одинаковые суждения по одному вопросу представителей разных сил говорят об объективной потребности работы в области Высоких Концептуальных Технологий, что требует развития Концептуального Производства и способа реализации продукции – бизнеса.

Но каково состояние концептуального производства в России сегодня? Концептуальное производство в современных условиях находится зачастую в руках дилетантов и недобросовестных людей, которые выдают за знания свои мнения, иллюзии, фантазии, убогие догадки. Неискушенный потребитель (покупатель) платит деньги за некачественный продукт.

Налицо двойная потеря:

1) потребитель теряет деньги;

2) потребитель губит себя некачественным продуктом. В целом это чревато угрозой для национальной безопасности страны.

Концептуальная вакханалия сменяет периодически концептуальную диктатуру. Одна крайность заменяется другой. Примитивный потребитель в виде государства сменяется примитивным потребителем в виде неискушенного человека, стремящегося объективное Знание подменить своим Мнением. Условия же для действительного концептуального производства остались теми же — их нет, как не было. Как академическая система выполняла политический заказ — то есть занималась производством наукообразных иллюзий, так и современные концептуальные шарлатаны выполняют политико-криминальный заказ — то есть то, что выгодно сегодня, а не то, что имеет отношение к Истине и реальным Знаниям. Это порождает серьезный конфликт между интеллектом и деньгодержанием, который требуется снять в рамках полноценного Концептуального Бизнеса.

 

  1. Определение товара

Концепция — система знаний (от латинского conceptio – дословно – совмещенные головы, объединённое понимание, совместное знание, переносно — результат мышления, происходит от корня cep, что преобразовано от корня cap, голова и суффикса существительного tio).

Концептуальный — принадлежащий (относящийся) к Концепции.

Концептуальное производство — создание концептуального продукта.

Концептуальное производство — производство продуктов мышления в виде:

1) понятий,

2) аргументов, обоснований,

3) знаний — замкнутой системы аргументов (когда аргумент доказывает свою состоятельность посредством им же порожденных аргументов).

4) логических технологий — технологий по развертыванию любого Предмета.

5) идеологий (концепций) — многопрофильной и многоотраслевой системы знаний.

Организация производства — формирование условий для создания качественного и востребованного продукта труда. Целью организации производства является рентабельность производства, обеспечение его доходности, пресечение потерь.

Организация концептуального производства предполагает:

1) обеспечение условий производства качественной концептуальной продукции,

2) систему выбраковки некачественной или подложной продукции.

3) закрепление и защиту концептуальной собственности.

Концептуальный рынок – рынок реализации концептуального продукта.

Концептуальный бизнес – реализация концептуального продукта на концептуальном рынке.