ЧЬЯ СОБСТВЕННОСТЬ КОПЕРНИК?

Польше придется делиться.

Великой страну делают её граждане. И дело здесь не только в патриотическом воспитании детей и юношества, или туристических достопримечательностях. Наличие в стране и её истории фигур мирового масштаба выводит и страну на мировой уровень. Ставит её в ряд мировых держав и, — формально или неформально – другой вопрос, — дает права мировых держав. Страна получает, как минимум моральное, право разговаривать с другими странами с позиции творца цивилизации. Вот почему государства и страны всеми силами стремятся отстоять свои права на знаменитых людей, имеющих хоть какое-то к ней отношение. Иногда это принимает комичные формы, например на современной Украине, которая объявляет «великими украинцами» людей, живших тогда, когда самого слова Украина не существовало[1]. Однако есть уже устоявшиеся представления о некоторых людях, которые при внимательном рассмотрении вынуждают поставить вопрос о справедливости их принадлежности. Ранее мы уже показали, что Софью Ковалевскую некорректно считать «русским математиком», правильнее было бы говорить «европейский[2] математик русского происхождения».

 

Словосочетание «Николай Коперник – великий польский ученый» крепко сидит в памяти любого, кто знаком с физикой и астрономией хотя бы на уровне школьного курса. Нет, подвергать сомнение вклад Коперника в астрономию и мировую науку никто не собирается[3]. Однако подумать, насколько его можно считать польским – можно и нужно.

Начнем с семьи. Однозначно известно, что мать Николая Коперника – немка (Barbara Watzenrode). Известно, что отец был уроженцем Кракова, но кто по национальности – неизвестно. С 9 лет Николай находился на попечении дяди по матери – Лукаша Ватценроде (Lucas Watzenrode).

Три года обучался в Краковском университете. Затем более 10 лет он провел в Италии, в Болонском и Падуанском университете, а также занимаясь медициной. Затем вернулся к дяде – епископу варминскому, где и прожил всю оставшуюся жизнь.

Здесь нужно остановиться на том, что представляла из себя Вармия. По сути, это была немецкая автономия в составе польского королевства. При жизни Николая Коперника она имела права автономного княжества-епископства под контролем польского короля.

С точки зрения сословной принадлежности он принадлежал к католическому духовенству, пользуясь уважением в Вармийском капитуле (совете при епископе).

Наконец, важнейшим признаком самоидентификации человека является язык, на котором он говорит, думает, пишет. Известны документы написанные Коперником на немецком и латыни, но нет ни одного документа на польском. Главный труд его жизни «О вращении небесных сфер» (De revolutionibus orbium coelestium) издан на латыни.

 

Попробуем подвести итог. Николай Коперник родился в Торуни – буквально за несколько лет до его рождения перешедшей под контроль польской короны. Мать – немка. Воспитывался дядей – немецким епископом. Учился в Италии. Жил и работал в немецкой автономии. Представитель католического духовенства. Писал на немецком и латыни. Из польского остается только Краковский университет. Но здесь нужно понимать, что университеты того времени жестко контролировались Католической Церковью. Таким образом, получается, что львиная доля собственности на Николая Коперника принадлежит Католической Церкви и Германии, а польского там остается совсем чуть-чуть.

 

И тогда возникает вопрос, а не должна ли Польша компенсировать Ватикану и Германии использование их мемориальной собственности?

[1] Например, Ярослав Мудрый.

[2] Точнее – немецко-шведский.

[3] На эту тему мы высказались здесь: http://tringlob.ru/2019/05/28/1296/