КТО ОПЛАТИТ ПОДГОТОВКУ «ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОГО ЧЕЛОВЕКА»?

Я с осторожностью отношусь к опыту наших иностранных партнеров. Всё-таки другая страна, другая история, другой опыт. Однако есть моменты, которые заставляют задуматься. Например – налог на доходы физических лиц.

Во время моей работы в Швеции, у одного из моих коллег возник вопрос с визой. Мы подошли к помощнице руководителя подразделения, объяснили суть вопроса и спросили, что делать. Она сказала, что ничего делать ничего не нужно, разберется сама. Тут же при нас она сняла трубку телефона, позвонила и несколько минут говорила по-шведски[1], если не на повышенных тонах, то очень требовательно. Положив трубку, она сказала, чтобы завтра мой коллега с паспортом подошел в визовый орган с паспортом и там всё сделают. Так и произошло. Однако меня заинтересовала манера общения Эйлин (так звали помощницу) с официальными(!) органами. И я спросил её, всегда ли она так требовательно разговаривает с госорганами? Её ответ был, что то вроде: «А как еще с ними разговаривать? Мы платим налоги, финансируем их. Они должны работать на нас.»

Шведская система налогообложения достаточно сложная. Но в среднем, физическое лицо, с учетом социальных выплат, платит до 40% от зарплаты[2]. Шведы не любят говорить на финансовые темы, однако на правах иностранца, которому простительно немного нарушать правила этикета, я выяснил, что мои коллеги платят порядка 33 – 36% от зарплаты. И если из 30 000 крон зарплаты отдаешь 10 000, то по определению на то, куда и как государство тратит ТВОИ деньги, будешь смотреть более чем пристально.

Мы, граждане России, еще с советских времен, особенно те, кто работает в наёме, привыкли практически не замечать подоходный налог в 12%, не зная или не желая знать, что наш работодатель выплачивает налог за нас. Поэтому в вопросы расходования налоговых средств, особенно не вникаем. При этом многие рассматривают бюджет как нечто, во-первых бесконечно большое, откуда можно финансировать всё что угодно; во-вторых как то, за что мы никакой ответственности не несем. Услышать от гражданина России фразу «Государство должно …» совершенно обычное дело. Но встречный вопрос: «Откуда взять деньги?» — вызывает искреннее недоумение. К сожалению, такой взгляд не чужд и людям с учеными званиями и степенями. Преподавателям ВУЗов, которые занимаются формированием сознания будущих специалистов.

 

Недавно я просмотрел выступление профессора МГУ Александра Владимировича Бузгалина «Капитал против знаний»[3]. Пафос выступления был направлен против того, что наше образование всё больше и больше становится направленным на формирование «людей способных собирать импортные автомобили», «служащих сервиса» и «цивилизованных потребителей». Не буду спорить. Мне, как и многим, также не нравится намечающийся крен нашей промышленности в сторону «отверточной сборки». Мне также не нравится. И эта солидарность невольно подталкивает согласиться со вторым посылом Александра Васильевича: «всесторонне развивать творческий потенциал», формировать «гармонично развитого человека» со ссылкой на программы коммунистических партий. А вот здесь позволим себе не поддаться инерции и задуматься.

Давайте посмотрим на выступление уважаемого Александра Васильевича с точки зрения налогоплательщика, читай Заказчика. Но здесь нужно сделать важное уточнение: ЗАКАЗЧИК НЕ ОДНОРОДЕН. С точки зрения Заказчиков в лице ориентированной на экспортные доходы финансовой элиты тенденция правильная. Мы платим налоги и хотим взамен получать кадры для наших предприятий. При этом оплачивать подготовку сверх того, что нужно для наших предприятий смысла не видим. Логично? – Логично. Однако с точки зрения Заказчиков, заинтересованных в экономической самостоятельности России, к коим относит себя и А.В. Бузгалин, это не правильно. Тогда, по его логике нужно идти вторым путем — формировать «гармонично развитого человека». Звучит красиво, но только звучит. А на самом деле уважаемый выступающий ни единым словом не попытался расшифровать, что значит «гармонично развитый человек»? Тогда у меня, как у налогоплательщика возникает вопрос: Почему я должен платить за формирование непонятно кого? Более того, я возьмусь утверждать, что «гармонично развитый человек» – миф, утопия.

 

Задам простой вопрос: строение лунного грунта важно для человечества? – Важно. Рано или поздно мы до Луны доберемся. Должен человек это знать? – По идее должен. Но если взглянуть на ситуацию практически?

Вопрос попроще: С какими-то медицинскими вопросами мы сталкиваемся более-менее постоянно. Но в массе своей квалифицированную стоматологическую или травматологическую помощь (увы, зубы – болят, а ушибы и переломы – непременные спутники человеческой жизни) мы оказать не в состоянии. И какие мы после этого «гармонично развитые»?Более того, поскольку всем овладеть на уровне профессионализма невозможно, то нам, людям ограниченным становятся интересны относительно узкие профессионалы, такие же ограниченные, как и мы, но способные дополнить нас там, где мы квалификацией не обладаем. И тогда мы выходим на узкий профессионализм, о котором в своем выступлении А.В. Бузгалин высказался без акцента, но в негативном ключе.

Так достижимо ли «гармоничное развитие»?Даже если это не миф, то никому не нужно – точно.

 

И тогда получается что, я как налогоплательщик, как Заказчик заинтересован в финансировании формирования узких профессионалов. И в этом плане есть смысл обратиться к советскому опыту. Образование СССР, несмотря на все декларации, отличалось крайним прагматизмом. Существовал государственный реестр специальностей.Никаких «гармонично развитых личностей». Узкие специалисты: доярки, слесари, инженеры, врачи, летчики и т.д. Действовала жесткая разнарядка, сколько и кого готовить.

 

Так зачем же А.В. Бузгалин ратует за «всестороннее развитие творческого потенциала»? Более того, призывает вкладывать туда всё больше и больше средств?

Здесь нужно обратить внимание на то, чего нет в его выступлении ни в каком виде. Профессор МГУ ни словом не обмолвился о качестве знаний.То есть платить работникам образования нужно и побольше, а вот спрашивать с них – умалчиваем. Тогда позиция начинает выглядеть сомнительной и даже лукавой.

Но это совершенно не может устраивать Заказчика. Всякий считающий деньги Заказчик, — а мы такими должны стать, — жестко требует за свои деньги нужный продукт. Точно также система должна готовить профессиональные кадры, а не непонятно кого.

 

Здесь считаю нужным подчеркнуть. Я не против познания, не против того, чтобы человек расширял свой горизонт. Я против того, чтобы это делалось за мой счет. Пожалуйста, изучай хоть что. Но за свой счет. Я, налогоплательщик, хочу платить только за то, что нужно мне.

 

Предвижу вопрос: А что, разве сейчас нет хаоса в образовании? Разве нет засилья юристов, экономистов и пр? Вопрос справедливый, но разбираться с ним будем отдельно.

[1] Общим языком в компании был английский. Поэтому разговора по телефону мы не поняли.

[2] К слову. Налог с шоу-бизнеса в Швеции составляет 75%, а доход физического лица меньше суммы,  эквивалентной 45 000 евро в год, вообще налогом не облагается.

[3]https://www.youtube.com/watch?v=HlBLFJtuSiE