КАК ЕВРОПА БУДЕТ ПЕРЕИМЕНОВЫВАТЬ КРЫМ

Дело чести Европы переименовать Крым. В исконное имя – Таврида.

Если Европа заботится о своих эллинских корнях и политических кодах, сформированных в те времена, то переименование Крыма – дело очевидное: в эллинские времена это была Таврида. Но важно то, что Таврида была местом многих культурных явлений, об одном из которых мы напомним. Оно напомнит нам, сколько лет до нашей эры имя Тавриды было в обороте.

Речь идёт о полумифической истории, связанной с ключевым античным событием в истории Эллады – походе на Трою – и с одной из самых трагических имен античности, которая в новое время стала сюжетом многочисленных художественных творений – Ифигении.

Царь Агамемнон (Менелай) перед походом убыл священную лань Артемиды и должен быть отдать в жертву лучшее, что у него есть. Это была дочь Ифигения. Одиссей обманом (заявив, что её выдают замуж за Ахилла), выманил её и привел к жертвеннику. Артемида сжалилась над прекрасной девушкой и отнесла Ифигению из Авлиды в Тавриду в свой храм, где та стала её жрицей.   

Её искал и нашел брат — Орест – и нашел в Тавриде. Увёз обратно в Аттику, где создал в Галлах её храм, где она и похоронена.

 

Сюжет с Ифигений оброс легендами, версиями еще в античные времена. Этот сюжет стал темой для множества трагедий, к примеру, одной из самых ярких у Еврипида, культового драматурга Эллады, создавшего «Ифигению в Тавриде».  

После этого последовали тысячи произведений всех видов и сюжетов: картины, пьесы, романы, поэмы – европейское искусство буквально пропитано темой Ифигении. Как, впрочем, и русское, например, замечательная картина Серова 1891 года. Есть картины в классическом стиле того же Брамера («Жертвоприношение Ифигении», 1623 г).   

Леонард Брамер. Жертвоприношение Ифигении, 1623.

 

Титульным можно считать произведение эталонного европейского немецкого автора Гёте, создавшего драму «Ифигения в Тавриде». И вообще для того, чтобы понять, что переименование Крыма неотвратимо для возвращения культурного феномена, достаточно представить список только знаменитых культурных произведений по этой теме, где Таврида не вызывает сомнения.   

Принципы сильнее временных изменений. Европа давно провозгласила свой источник в греческой культуре, политике, а значит и номинативной практике. Всё пропитано Грецией и её имперским изводом – Римом. Поэтому возвращение имени Таврида – дело почти техническое.

Ну а нам не всё же дискутировать с Европой – иногда есть смысл просто с ней согласиться.