МАРКИ – ЗНАКИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАПИТУЛЯЦИИ

Властная ситуация в СССР была сложной и довольно запутанной. Да, согласно Конституции 1977-го года КПСС была «руководящей и направляющей силой советского общества», но механизмы «руководства и направления» формально прописаны не были. Однако мы не будем вдаваться в формальности. Тем более, что в интересующий нас период Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев сначала возглавлял Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти в СССР, а потом был избран президентом СССР, формально возглавив исполнительную власть в Советском Союзе. Мы просто констатируем факт: В СССР все решения по государственным вопросам принимались если не по прямому решению Партии, то с её согласия — точно. И понятно, что выпуск государственных документов, какими являются марки, без ведома ЦК КПСС в 1990-м осуществлен быть не мог.

 

В 1990-м выходит серия из трех марок «Лауреаты Нобелевской премии». (Подтверждено каталогами) И серия эта сразу вызывает вопросы.

Во-первых, если мы говорим о Нобелевских лауреатах, то почему только трое? Чтобы там не говорили о «железном занавесе», Нобелевской премии были удостоены многие советские граждане, например, химик Н.Н. Семенов или физик П.А. Черенков. В общем, список советских Нобелевских лауреатов существенно больше трех[1].

Во-вторых, почему именно эти трое? Из всех нобелевских лауреатов были выбраны именно Бунин, Пастернак и Шолохов. Привязки к какому-либо юбилею не получается. Если в случае Бунина и Пастернака просматриваются хотя бы «круглые» даты, то в случае Шолохова – не только не «круглая, но и не кратна 25.

Причина очевидна: Все трое и — лауреаты Нобелевской премии по литературе. Именно по этому признаку они были отобраны для помещения на почтовые марки СССР в 1990-м году.

 

Тогда чем примечательна Нобелевская премия по литературе?

А тем, что только из всех премий, присуждаемых Нобелевским фондом, премия по литературе идеологизирована. Больше неё идеологизированатолько Премия мира, там идет практически только политика.

Из этих трех присуждений Премии по литературе, два однозначно идеология. При всем уважении к И.А. Бунину, его творчество никак не тянет на мировой уровень. Зато противопоставить его Максиму Горкому, которого продвигал, в том числе Ромен Ролан[2], но который весной 1933-го (а в декабре 1933-го была присуждена Премия Бунину) окончательно вернулся в СССР – было оченьк месту по политическим соображениям. Стало своеобразным наказанием Горькому и поощрением антисоветских настроений в русской эмиграции.

В позднем СССР о Пастернаке было принято говорить с придыханием. Однако тот, кто реально знаком с его творчеством, особенно профессионалы, относится к нему гораздо более спокойно. И сравнивать «Доктора Живаго» с «Тихим Доном» совершенно не уместно.

И выпуск марок с изображением Бунина и Пастернака означал признание западной позиции.

 

Но есть еще один вопрос: Всего на 1990-й год русских и советских писателей, удостоенных Нобелевской Премии было пятеро. Помимо вышеупомянутых Бунина, Пастернака и Шолохова, были еще Солженицын (1970) и Бродский (1987). Но это уже откровенные, заявленные антисоветчики и публикация их портретов на почтовых марках означала бы идеологическую капитуляцию, на что КПСС в 1990-м решиться не могла.

 

Однако начало было положено и выпуск в СССР в 1990-м году серии почтовых марок с тремя из пяти русских и советских Нобелевских лауреатов по литературе, следует понимать как идеологический компромисс, а как показали дальнейшие события – первые шаги к идеологической капитуляции КПСС перед Западом.

 

Но самое интересно состоит в том, что серия «Лауреаты Нобелевской премии» получила развитие в 1991, 1994 и 1996 году. И в 1991-м году на марке появился Лауреат Нобелевской премии мира А.Д. Сахаров. Это был знак полной капитуляции. Но это была уже другая страна.

 

Обсудить этот и другие материалы можно здесь: https://ok.ru/globalcommunizm/topics 

 

[1] На сегодняшний день Нобелевскими  лауреатами являлись и являются 31 гражданин СССР/России.

[2]Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1915-й год