ВЫБРАКОВКА НОСТРАДАМУСА

1.

Опять на меня посыпались пророчества Нострадамуса – мол, после Путина будет катастрофа. Нострадамус предсказал.

Опять приходится отвечать нашим простакам, готовым верить во всё, что прикрыто черной тряпкой.

Посмотрим на «выдающиеся» пророчества» и хладнокровно поразмыслим: есть ли эти пророчества? Обратим внимание на крайне вольную интерпретацию толкователей Нострадамуса. Она не выдерживает критики.

Цитата.

Центурия 2 – катрен 91

«Там, где восходит солнце, будет виден большой огонь,

Шум и свет указывают на Север.

Вокруг будут слышны стоны умирающих,

Войско ожидает смерть от меча, огня, голода».

Толкование. Пожар в Москве, учинённый русским губернатором Ростопчиным, вынудил Наполеона покинуть город. Вследствие этого французские войска лишились защиты и прикрытия. Наполеон потерял пять недель на безуспешные переговоры с императором Александром. По возвращении великая армия была застигнута рано начавшейся северной зимой. Лишь незначительные части армии после чудовищных лишений достигли границы» (Нострадамус и его пророчества в свете событий мировой истории. Истолкование доктора Люстрио. Пер. с нем. В.А. Галицыной).

Почему эти строки не отнести, например, к гитлеровскому нашествию? Почему горят не Киев, почему не Ленинград? И потом восток – почему именно Россия? Для Франции и Пруссия, и Саксония, и Германия тоже на востоке и на севере. Англия – также. И крови там пролилось много. Далее, почему «от меча» трактуется не впрямую? А ведь во времена Наполеона мечей уже не было. Почему одно трактуется впрямую, а другое – уже нет? 

Далее, удивляет количество пророчеств только вокруг Франции. Но ведь Франция теряла все эти годы влияние. Восходила новая «звезда» — США – О ней ничего. Почему бы не предсказать появление США?

Далее, толкователи настолько вольны в толкованиях, что они не заботятся ни о субъектности, ни о географии пророчеств. 

Цитата.

Центурия 6 катрен 6

На Севере, неподалеку от знака Рака,

Можно видеть комету:

Слушайте, Суза, Сиена, Беотия, Эритрея!

Великий Римлянин умрёт, ночь истекла»

Толкование: Великая комета в 1811 году возвестила падение Наполеона. Согласно народному поверью, она означала космический сигнал, возвещающий падение Великого (Наполеона), основавшего новую Римскую империю. (Нострадамус и его пророчества в свете событий мировой истории. Истолкование доктора Люстрио. Пер. с нем. В.А. Галицыной).

Во-первых, поконкурировать с этим толкованием может, например, школа русского монаха Филофея, провозгласившего Москву — Третьим Римом. Почему Великом римлянином не назвать Александра Первого, Николая II, которые в те времена имели во власти державу мирового значения?

Далее, почему великим Римлялином не назвать того, кто себя так называл и обладал не меньшей славой, чем Наполеон. И закончил так же бесславно, как и он. Притом он жил и работал в Риме. Речь идёт о Муссолини.

Во-вторых, кому и что могла сказать комета в 1811 году – на севере? Комет летает масса, почему кометы 1805 года об этом же не предупредили? Почему четырёхлетнее предупреждение весомее десятилетнего? 

Грубейшие манипуляции.

А если посмотреть на всю массу катренов – они вообще ни к чему не привязаны и ни о каких пророческих перспективах вести речь не приходится. Они не дешифруются, не толкуются, они имеют, скорее, значение создания религиозного фона.

Центурия 6 катрен 56

Его без объятий настигли в постели

И эпиталамы слезой истекут

Горячие ветры несчастья отпели,

И бедствия снова на землю придут.

 

Это подтверждает нашу мысль, что Нострадамус не столько пророчествовал, сколько выполнял роль магического пропагандиста. Каким может быть пророк, если уровень его заданности просто неприличен? Как можно пророчить на заказ? На заказ осуществляется не пророчество – а шаманские пассы. 

Цитата. Что касается меня, то мною брошен вызов именно тем вещам, которые не угодны Богу. Для меня истинно то, что идёт от Бога … (из Послания Генриху VII, королю Франции – вместо вступления к Центурии 7) 

А как можно относиться к занятным псевдонаучным изысканиям Нострадамуса, исчисляющим хроники Ноя, Авраама самым неприличным образом?  

И совсем понятен его возглас досады от неверия к его пророчествам современникам. Это в эпоху, когда к этому относились серьёзно, когда он имел практические результаты! Слышится некоторая даже мстительная жажда реванша! Значит, не такие убедительные были результаты! 

Цитата. Я надеюсь, что после моей кончины к моим трудам отнесутся с большим почтением и доверием, чем относились тогда, когда я был жив. (из Послания Генриху VII, королю Франции – вместо вступления к Центурии 7 – в кн. Нострадамус М., Центурии пер. с франц. Завалишин, М. Паритет, 1991)

Нострадамусу сделали имя его пропагандисты. Последним было интересно не то, что он пророчествовал, а сам факт их, само поддержание доверия к ним. Он становится героем закрытых учреждений и оккультных проповедей, всегда рассчитывающих на то, что никто не станет проверять пророчества и проповеди. Это похоже на круговую поруку корпоративных интересов, которым приходится защищать неубедительного коллегу, чтобы не бросить тень на корпорацию в целом. Нострадамус не самый уязвимый пророк (несомненно, талантливый), именно поэтому стал фигурой упоминания, тогда как его коллеги стали фигурами умолчания. 

 

2.

Отметим, что в пророчествах стремиться к сохранению катреновости (четверостишию) неуместно. Там, где нужна смысловая точность, которое может иметь разный объём, не до стихотворных изысков. Стремление сохранить один размер на все случаи жизни подчёркивает искусственность и неубедительность «пророчеств». Представить, что Бог Нострадамусу (как заявляет тот сам), диктовал четверостишия сомнительно. А вот то, что сам писатель их писал, ориентируясь на эстетическое воздействие в большей степени, чем на истину – очевидно. 

 

3.

Искажённые толкования увеличиваются искажёнными переводами. Разумеется, в переводе простор для толкований большой, но перевод переводу рознь. Одно дело переводится незначительная книжка, совсем другое – исторический документ, сосредоточивший на себе большое внимание. Разлёт смыслов в переводах говорит именно о неустойчивости оригинала. Представим два перевода и сравним. Нет сомнения, что концептуальная некомпетентность переводчиков является проблемой, но эти переводы читают массы, поэтому мы их и изучаем.

 

Нострадамус. Центурии, М.: Паритет, 1991 пер. Завалишин.

 

Пересмотрено и исправлено по копии, напечатанной в Лионе Бенуа Риго в 1568 году. © Copyright В.Б. Бурбело, Е.А. Соломарской, пер. с французского Изд: «Лыбидь», Киев, 1991 OCR: Алексей Пензенский.  
Катрен 1
Таинственным знанием пронизана память,

Подземные воды горят от свечи,

Трепещет и искрится бледное пламя

И в судьбы столетий бросает лучи.

 

Я сижу ночью, один, в тайном кабинете,

Опершись на медную подставку,

Язычок пламени, выходящий из одиночества,

Приносит успех тому, кто верит не напрасно.  

 

Так что же тайным является – Знание или кабинет? Тайным – или таинственным? Свеча – пророк или просто язычок пламени, выходящий из одиночества? Смотрим вперёд или просто верим «ненапрасно»?

Далее, не маловаты ли размеры стиха для пророчества? Четверостишие для эпохальности неубедительно. А вот чтобы сбивать с толку намёками хватит вполне.

Скорее всего, перед нами не пророчества, а намёки, по которым можно толковать всё, что угодно. Если дать мазок и спросить, что здесь нарисовано, можно воображать всё, что угодно. Золотой мазок может намекнуть как на солнце, так и на золотого слона. Твори, выдумывай, пробуй – смыслы и выводы. Школа Нострадамуса может быть названа так: создай себе пророчество, какое тебе выгодно и интересно. И кружи этими совместными пророчествами окружающих.

Неопределенные смазанные «пророчества» фактически приобщают к пророчеству интерпретатора, делая его соавтором, повышая его престиж, тем самым подкупая его для агитации и пропаганды. 

 

Катрен 2
Как будто сам бог у меня за спиной

Треножник из бронзы украсила вязь

Он водит моею дрожащей рукой,

Не6ес и Земли повелитель и князь. 

Из множества Ветвей он выбирает ту, что станет жезлом,

И ноги человека, и край звезды /лимб/ он равно омывает волной.

Его взволнованный голос дрожит над рукавами рек.

Божественное величие. Благодать снисходит на него.

 

 

Сколько самомнения! Что же здесь – однозначная апелляция к Богу (мол, он, пророк, только медиатор) как настоящему автору Центурий или вокруг только благодать?

 

Катрен 3
Я вижу, как рушатся царские троны.

Когда их сметает людской ураган, 1

Республику сделает хуже короны

И белых и красных жестокий обман.

 

Когда перевернутся носилки вихря

И станут друг против друга те, кто закутан плащом,

Республика будет потревожена новыми людьми,

Тогда белых нельзя будет отличить от красных /Тогда белые и красные поменяются местами/.

 

 

На поверхности противоположный смысл – обман белых и красных — интересно, Нострадамус предвидел схватку белых и красных во время войны алой и белой розы и революции в России или банально знал о розенкрейцеровских различиях в символике белой и красной розы – соответственно, знал о том, что розенкрейцеры будут определять символы противостояний? Но где же здесь пророчества? Нужно было только открывать книги и их читать. А может быть он сам их формировал и был разработчиком и учредителем розенкрейцерства – ещё до Валентина Андреа и Бёме?

Возникает вопрос, может быть Нострадамус и не считал себя пророком. Ему навязали эту роль, придумали. А он просто для себя писал катрены. В своё удовольствие. Увы, эта версия не проходит, поскольку Центурии начинаются с письма своему сыну. Где вопросы о случайности претензий снимаются. Нострадамус именно занимался пророчествами — в пользу утверждения Одного Бога. Последнее важно, поскольку объясняет многие вещи. К примеру, как можно было осуществить многие прогнозы. Их можно было попросту организовать, имея за спиной мощное тайное сообщество. Нострадамус был перекрещённый иудей. А так как бывших иудеев не бывает, он попросту принял конспиративный вариант деятельности, что позволило одной ногой стоять в тайном сообществе, другой – в отрытой политике.    

Цитата.

Послание сыну Цезарю с пожеланием счастья и успеха.

Явственной первоосновой того, что предсказывается, становится божественное вдохновение или сошествие ангельского духа на человека, который возвышается до пророка. Дух этот во время ночных бдений устремляет его ввысь, озаряя нездешним светом его мироощущение. И с помощью астрономических указании он пророчествует со сверхчеловеческой уверенностью, что пророчества сбудутся. Это делает предсказанное священным, и этим пророк обязан свободе и силе собственного ума, а не кому-либо или чему-либо еще.

Слушай же меня, сын мой! И вникай в то. что есть в моих астрологических откровениях, освященных Божественным вдохновением: над нами уже занесены мечи, на нас идут приступом эпидемии и войны, гораздо более страшные, чем те, что были перенесены тремя поколениями, жившими раньше нас. На нас надвигается  голод, который будет повторяться с такой  же последовательностью, как и движения звезд. «Visitabo in virga ferra iniquitates eorum? et in verberibus percutiam eos”.Я обличу их беззакония и злодейства и опрокину их ударами железной дубины’).

Знай, сын мой, что гнев Божий будет на длительный срок распростёрт над землей. И еще до того, как сбудется предсказанное мною, вся земля попадет во власть яростных и частых ураганов и бурь .. «Conteram ego, et conconfringman et non miserebor» сказал Господь. («Я растопчу их, не дав никому никакой пощады»).

И тысячи других бедствии будут вызваны невероятным разливом вод и непрестанными дождями. Вот что я с большой полнотой утверждал в моих пророчествах, написанных в soluta oratione (в одиночестве), с обозначением мест, времени и обстоятельств, при которых исполнится предначертанное.

И люди, что будут жить после меня или потомки их могут быть очевидцами бедствий и катастроф, предсказанных мной. Это мы ухе отмечали, но по другому поводу, проясняя наши чувства и мысли, хотя они и были задрапированы в темные покровы. «Sed quando submoventa erit ignoranta» («Многое прояснится, когда приспеет время устранить неведомое»).

Теперь мы перед самым концом, сын мой! Прими же как дар твоего отца это послание Михаила Нострадамуса. надеющегося правильно истолковать тебе пророческий смысл этих четверостишии и молящего бессмертного Бога, чтобы он дал тебе долгую жизнь и благоденствие.

Послание составлено в Салоне, в марте 1555 г. »

Обратим внимание на ряд озвученных подходов. Во-первых, пророчества касаются только катастроф и бедствий. Что легче всего предсказать? Совершенно верно, бедствия и катастрофы, потому что очевидное системное несовершенство делает бедствия герантированными. Поэтому нет пророчеств о свершениях человеческого духа и воли, нет пророчеств о прорывах и героях. Сплошная гибель и смерть, кровь, огонь. Что проще всего предсказать, кроме смерти?

Заметим, что пророки специализируются на одностороннем сгущении красок – на предсказании войн, крови, разрушений.

Получается, Нострадамус оправдывал все бедствия в истории не действиями конкретных сил, включая теневые силы, а божеской волей. Таким образом, снимался вопрос о Логике Истории (если она в руках замысла божьего!). А если так, то невозможно и не нужно историю изучать, поскольку ничего из причинно-следственной упорядоченности нет. А если её нет, то и вникать в исторический процесс нет смысла. Нет истории как логического процесса. Есть акты воли бога – дать благо человеку или его наказать. Никаких историй.

Результат – разрыв времён и исторических связей.   

Если же не понимать целостность истории, то постоянный системный кризис станет каждодневным фактом. Получается, что Нострадамус, отвлекая нас от понимания причинно-следственных связей исторического процесса, провоцирует системный кризис. 

Возникает вопрос, неужели Нострадамус был неискренним и заговорщиком? Мы полагаем, что он был искренним и страстным проводником Библейского Монопроекта в жизнь. Но искренность никогда не была залогом качества. Для потребителя же как раз интересно последнее, а не чувства, которые испытывал человек, производя брак.  

Вывод. Работы и пророчества Нострадамуса подлежат выбраковке.